Цели: расширять кругозор; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы; воспитывать любознательность.
Наблюдение за солнцем
Воспитатель отмечает вместе с детьми, что стало очень тепло, они ходят в одних трусиках, а днем надевают на головы панамки. Обращает внимание, что в полдень солнце находится высоко над головой и от столба совершенно нет тени, а утром и вечером тени длинные.
Экспериментальная деятельность.
Предложить потрогать камни и металлические предметы утром, днем и вечером; выяснить разницу между предметами.
Приметы: во время восхода солнца духота – к ненастью; утренняя заря золотистая, солнце показалось не из-за туч – к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Красное лето никому не наскучит»; «Летом всякий кустик ночевать пустит».
Стихотворение «Солнце отдыхает».
Загадки:
Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит.
(Солнце.)
Дидактическая игра «Добрые слова».
Цель: развивать словарный запас.
Ход игры. Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят.
Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для солнца и лета.
Подвижная игра «Волк».
Наблюдение за луной
Рассмотреть вечернее небо, чем оно отличается от дневного (чем темнее небосвод, тем ярче видны на нем поздним вечером будут звезды и луна). Попросить детей вечером из окна своего дома рассмотреть луну (месяц). Рассказать, что луна имеет несколько видов (фаз), в какой она находится в данное время. Обратить внимание на положение луны, отметить ее движение по небу, подумать, чем луна отличается от солнца, почему ее называют ночным светилом, на что похожи луна и месяц.
Приметы: луна блестит ярко, как серебристый щит – к хорошей погоде; звезды мерцают зеленоватым светом – к хорошей погоде.
Стихотворение Е. Трутневой «Лето».
Загадки:
Светлой ночью в родничок золотой упал рожок.
А затеплился рассвет, и рожка растаял след.
(Месяц.)
Дидактическая игра «Земля, вода, огонь».
Цель: закрепить знания об обитателях различных стихий.
Ход игры. Играющие становятся в круг, в середину – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если прозвучит слово «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать обитателя этой среды, при слове «огонь» отбросить мяч. Ошибающийся выходит из игры.
Русская народная игра «Большой мяч».