Рассматривание почвы и ее обитателей
Цели: развивать познавательные и психические процессы, мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы; вырабатывать умение связно излагать свои мысли.
Предложить детям рассмотреть почву под лупой, сказать, из чего она состоит. Взять образцы на разных участках, потрогать почву утром, днем, вечером, сравнить ее. Напомнить детям, что почва – это тоже среда обитания живых существ, вспомнить с ними ее обитателей, их приспособленность к житью в специфических условиях (без света).
Приметы: лето бурное – зима с метелями; сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.
Поговорки и пословицы: «В летнюю погоду заря с зарей сходится»; «Не моли лета долгого, моли лета теплого».
Стихотворение «Дерево, трава, цветок».
Загадки:
Царства темного жильцы
Ползут во все концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растеньям жизнь дают.
(Корни.)
Дидактическая игра «Охотник».
Дидактическая игра «Назови три предмета».
Подвижная игра «Пустое место».
Русская народная игра «Волк».
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю из лейки (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Вывод. Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы