Наблюдение за муравьями
Цели: углубить знание о муравьях, их образе жизни; сформировать представление об их роли в природе; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Воспитатель вместе с детьми подходит к маленькому муравейнику, где копошатся муравьи. В процессе наблюдения воспитатель просит детей вспомнить, строение насекомого, чем питается, как передвигается.
Понаблюдать за движением цепочки муравьев, передвигающихся к муравейнику. У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. Они складывают в них мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры. Такие капитальные работы муравьи производят весьма примитивными орудиями. Основной инструмент строителей – это жвалы (челюсти). Ими муравьи подтаскивают к гнезду веточки, иглы, ухватив их как клещами. Сомкнутые жвалы – это совок, которым строители скоблят землю и переносят сыпучие материалы. Помогают муравьям и передние ноги, ими муравьи работают как лопатами.
Опыт с муравьями.
На тропинке, где проходят муравьи, насыпать тонким слоем песок. Муравьи обязательно обогнут его и вернутся на проторенную тропинку.
Приметы: в муравейнике с утра открыты все входы, а сами муравьи интенсивно движутся – к ясной погоде; если муравьи прячутся в кучи – жди сильного ветра, дождя, грозы.
Поговорки и пословицы: «Готовь сани летом, а телегу зимой»; «Одним днем лето не опознаешь».
Стихотворение «Муравьи».
Загадки:
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи.)
На полянке возле елок дом построен из иголок.
За травой не виден он, а жильцов в нем миллион.
(Муравейник.)
Дидактическая игра «Назови животное, насекомое с нужным звуком».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель предлагает: придумать насекомых, в названии которых встречаются буквы А, К.
Кто больше назовет, тот и выиграл.
Подвижная игра «Улиточка».
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра».
Подвижная игра на развитие эмоций «Зверинец».