Наблюдение за ветром (за его отсутствием)
Цели: развивать способность к анализу, синтезу, самоконтролю; продолжать устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире.
Из окна можно установить, есть ли ветер, какой он – слабый или сильный, объяснить, по каким признакам об этом узнали (качаются ветви деревьев – сильный ветер, слегка колышутся травинки – слабый).
Воспитатель обращает внимание детей на отсутствие ветра на улице. Как это можно определить? (Листочки совсем не двигаются, мошкара вьется на одном месте, облака очень медленно движутся по небу.)
Опыт с надувным шариком.
Взять надувной шарик и подбросить его вверх. Он полетит в ту сторону, в которую дует ветер, и тем быстрее, чем сильнее ветер.
Приметы: северный ветер к ночи стихает; ветер порывами – к тихой погоде; лес без ветра шумит – к дождю.
Поговорки и пословицы: «Счастливы те поля, на которые летний дождь выпадет впору»; «Умножил бог лето мухами, а зиму морозами».
Стихотворение Е. Трутневой «Лето».
Загадки:
Невидимка озорной,
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит,
И куда-то он спешит.
(Ветер.)
Дидактическая игра «Природа и человек».
Подвижная игра «Рыбак и рыбаки».
Дидактическая игра «Так бывает или нет?».
Подвижная игра «Пятнашки».