Наблюдение за погодой (приметы)
Цели: формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями; закрепить знания о приметах сезона; вспомнить пословицы и поговорки на данную тему.
Воспитатель обращает внимание детей на изменения, происходящие в природе: стало прохладно по ночам и утрам, на небе чаще появляются облака, деревья начинают желтеть. Все это говорит о том, что приближается осень.
Найти приметы осени в природе.
Приметы: перед ненастьем во время зари, особенно утром, в небе видны багровые тучи; если летом ночью не было росы, то будет дождь.
Поговорки и пословицы: «В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит»; «В августе зима с летом борются».
Загадки:
Зеленеют луга, в небе – радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето, всех зовет купаться… (лето).
Дидактическая игра «Хлопки».
Цель: развивать количественные представления.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду считать до 10 и как только произнесу число десять, все должны хлопнуть в ладоши. При произнесении других чисел хлопать не надо». Дети вместе с педагогом считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2–3 раза проводит игру правильно, затем начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет хлопнуть. Дети, которые повторили движение и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть за кругом.
Подвижная игра «Охотники и утки».
Труд на участке. Вместе с ребятами соседнего участка собрать песок возле песочницы и перекидать его обратно, выбирая мусор и палочки.
Учить работать слаженно, радоваться выполненному заданию, видеть результаты своего труда.
Наблюдение за солнцем
Цели: развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца; расширять представление о многообразии неживой природы (солнце, небо, облака и т. д.).
Особенно жарко бывает днем, когда солнце стоит высоко. Утром и вечером солнце ниже, поэтому не так жарко.
Продолжать наблюдать за временем восхода и захода солнца. Отметить место, куда заходит солнце. Летом бывает самый длинный день в году.
Приметы: во время восхода солнца духота – к ненастью.
Поговорки и пословицы: «Худо лето, когда солнца нету».
Стихотворение И. Сурикова «Ярко солнце светит».
Загадки:
Не огонь, а больно жжет;
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
(Солнце.)
Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».
Подвижная игра «Мяч водящему».
Игра-забава «Необычные жмурки».