Наблюдение за солнцем и долготой дня
Цели: продолжать учить наблюдать природные явления и устанавливать причинно-следственные связи между ними; развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца.
Обратить внимание на солнце. Какое оно сегодня – тусклое, яркое, закрытое тучами? Вспомнить, какое оно было вчера. Как оно греет (уже не так как в начале лета, дети уже не бегают босиком, так как по утрам земля холодная, а днем прогревается мало).
Отметить путь солнца утром, днем и вечером по ориентирам. Сделать вывод, что солнце все позже встает, а вечером раньше заходит, дни уменьшаются.
Приметы: багровые зори – к ветру; во время восхода солнца духота – к ненастью.
Стихотворения:
ДО БУДУЩЕГО ЛЕТА
Уходит тихо лето, одетое в листву,
И остаются где-то во сне иль наяву:
Серебряная мушка в сетях у паука,
Невыпитая кружка парного молока,
И ручеек стеклянный, и теплая земля,
И над лесной поляной жужжание шмеля…
Т. Собакин
Загадки про солнце.
Дидактическая игра «Говори, не задерживай».
Подвижная игра «Дети и волк».
Наблюдение за красотой окружающей природы
Цели: учить видеть и описывать красоту пейзажа; расширять словарный запас; развивать умения устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца, устанавливать зависимость между состоянием погоды, растительным миром и бытом людей (наступает осень, по утрам прохладно, люди надевают кофты, листья желтеют).
На прогулке полюбоваться красотой природы: ощутить разнообразие звуков и запахов; обилие цветовой гаммы в цветниках; на небо приятно смотреть, на его прозрачную голубизну, на медленно проплывающие белые ажурные облака; на начинающие желтеть и краснеть кроны деревьев и кустарников.
Попросить детей перечислить осенние месяцы и приметы наступающей осени, постараться найти некоторые в окружающей нас природе.
Стихотворение С. Маршака «Август».
Загадки о природе.
Дидактическая игра «Это правда или нет?».
Подвижная игра «Считайте ногами».