Поиск

logo

«Левополушарные дети» минусы и плюсы

l1

Среднее число левшей человеческом сообществе — 10—14%.

В зависимости от того, какой рукой человек предпочитает пользоваться, его можно на­звать правшой, левшой и амбидекстром (амбидекстры одинаково владеют обеими руками).

И предпочтение той или иной руки связано с асимметричной работой двух полушарий мозга.

Головной мозг человека симметричен относительно вертикальной оси и разделяется на две полусферы. Они выполняют абсолютно различные функции. Правое мозговое полушарие руководит работой левой стороны тела человека: левой ноги, руки, гла­за, уха и т. д., а левое полушарие - правой половиной тела.

Левое полушарие дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраи­вая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия, или извлекая из памяти. На это требуется время. Левое полушарие работает сравнительно медленно.

Правое полушарие схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ с его конкретными проявлениями. Оно действует быстро.

Итак, оба полушария одинаково важны, каждое из них является ведущим для выполне­ния отдельных операций.

Различия правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности работы двух полушарий мозга - правого и левого. Необходимо понимать, что это очень обобщенная схема, потому что оба полушария прини­мают участие в работе и правой, и левой руки.

Превалирование той или иной руки при совершении действий зависит от доминирова­ния правого или левого полушария.

Условно всех людей можно разделить на две большие группы: тех, у кого активно рабо­тает левое полушарие, и тех, у кого сравнительно лучше развито правое.

Часто они обозначаются как «мыслители» и «художники».

«Левополушарные» дети отличаются рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, склонностью к словесному оформлению своих мыслей, рассудительностью и одновременно заформализованностью, слабой эмоциональной отзывчивостью.

Правополушарные дети, напротив, более эмоциональны, склонны к образному, интуитивному мышлению, могут схватывать явление в целом, без выстраивания логической цепочки и анализа деталей.

Существуют ли преимущества у детей того или другого типа мышления при обучении в школе? Ведь в школьной программе есть и литература, и история, и математика, и физика. Считается, что правополушарным детям легче даются гуманитарные науки, так как у них развито эмоционально-образное мышление, а левополушарным — точные, так как у них преобладает рационально-логическое мышление. Оказывается, это не так. Одну и ту же за­дачу по-разному решит левополушарный и правополушарный ребенок.

Существует два противоположных подхода к поиску истины, два разных типа мышления; правополушарное (эмоционально-образное) и левополушарное (рационально-логическое).

Знаем ли мы, к какому типу мышления относится наш ребенок, независимо от того, прав­ша он или левша? Чаще всего, не знаем.И учим всех детей по одним и тем же программам. При этом леворукие дети испытыва­ют огромные трудности при обучении.

 

МИНУСЫ ЛЕВШИ.

Показатели нервно-психической деятельности и поведения у левшей хуже, чем у прав­шей. Многие исследователи описывают левшей как более тревожных, застенчивых, неуве­ренных, склонных к чувству вины, грубоватых, непрактичных, обнаруживающих более низкий уровень общего интеллекта, моторной координации, школьной успеваемости.

У левшей чаще наблюдаются нарушения сна, затруднения засыпания, частые пробуж­дения, меньшая точность и скорость выполнения психомоторных тестов.

Левши могут не отличаться от правшей в обычных условиях, но в стрессовых ситуаци­ях обязательно проявятся особенности их психической деятельности. Например, летчик-левша при появлении признаков аварийной обстановки может выдать ошибки восприятия в виде зеркального отражения действительности, пространственных иллюзий. В результа­те — неверные действия летчика по управлению самолетом.

 

ПЛЮСЫ ЛЕВШИ.

Левши имеют более высокие, чем правши, показатели нервно-психической деятельнос­ти и лучшие адаптационные возможности.

Леворукие мужчины и женщины более эмоциональны, и способности к оригинальному художественному творчеству у них развиты намного больше.

Левши точнее, чем правши, определяют под водой расстояние до предмета, мужчины-левши лучше ориентируются в пространстве и решают числовые и математические задачи.

Особенно ярко проявляется преимущество левшей в некоторых видах спорта. Напри­мер, в боксе: боксеры-левши более «двуруки», они превосходят правшей по быстроте реак­ции.

l2

НУЖНО ЛИ ПЕРЕУЧИВАТЬ ЛЕВШУ?

Большая часть человечества - праворукие, и только 5-14% — леворукие. Тот, кто родил­ся левшой, вынужден всю жизнь приспосабливаться к жизни в мире, который удобен для правшей. Конечно, левшей меньшинство, и еще меньше их становится по мере взросления.

Леворукость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких - порой с огромным трудом - приспосабливаться, переучиваться, становиться такими, как все.

Число леворуких людей среди здоровых взрос­лых не превышает 5,5%, и это неудивительно, так как в течение многих десятилетий лево­руких детей в нашей стране переучивали, не очень заботясь о том, полезно ли это.

Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для их нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к таким детям благоприятно сказывается на их развитии. Среди леворуких детей очень много одаренных. Исследования по оценке творческих способностей детей в возрасте от семи до двадцати лет показали, что у левшей результаты значи­тельно выше, чем у правшей.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРИ ПЕРЕУЧИВАНИЕ ЛЕВШИ

К моменту поступления в школу вопрос о выборе руки для письма становится главным для родителей леворукого малыша. Многие настаивают на переучивании левши, оправды­вая это желанием помочь ребенку быть как все. Детям запрещают брать карандаш в левую руку, запугивая тем, что в школе все пишут правой рукой, а над левшами смеются и не берут в армию.

Родителям следует знать, что существуют методические рекомендации, выпущенные Министерством здравоохранения в 1985 году.

В них говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей: допустимым является вертикальное написание букв или наклон букв влево. Леворукий ребенок может выбрать удобный для него тип написания букв и слов. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны.

Насильное переучивание может стать причиной не только школьной неуспеваемости, но и невроза или «писчего спазма». Этот спазм возникает в ответ на повторное переучивание левши с правой руки на левую, при трудностях письма правой рукой.

Повторное переучивание ведет к тому, что рука начинает дрожать, и ребенок не может писать ни правой, ни левой рукой.

Порой насильное переучивание левши ведет не только к неврозам или «писчим спаз­мам», но и к физическим изменениям в организме. У переученного левши возможно замедление роста, которое возникает как ответ на насильное обучение двигательным навыкам через неведущую (правую) руку.

Нейропсихологи считают, что при переучивании леворукого ребенка угнетаются функ­ции правого полушария, а это ведет к нарушению речевых и зрительно-пространственных способностей.

Переучивание негативно влияет на взаимодействие левого и правого полушарий мозга и приводит к неустойчивости психической деятельности ребенка. У ребенка, которого пере­учивают, ослабляется внимание, умение анализировать расположение объектов в пространстве, страдает зрительно-двигательная координация, и как результат — снижается темп ин­теллектуальной деятельности.

Помимо невроза и «писчего спазма» дети, которых переучивают, более обидчивы, рани­мы и тревожны. Они становятся замкнутыми, конфликтными, раздражительными, агрес­сивными, неуверенными, напряженными и недоверчивыми к окружающим. Но разве та­кие черты характера мы мечтаем увидеть у своего подрастающем ребенке? А от негативного поведения переученного ребенка будет страдать и он сам, и окружающие его люди. Ведь для родителей важны не только школьные отметки ребенка, но и то, каким че­ловеком вырастет их малыш. Переучивание может стать пусковым механизмом, дать тол­чок всему негативному в характере и психике ребенка.

Достаточно частым проявлением ухудшения здоровья леворукого ребенка при переучи­вании является энурез (недержание мочи). Чаще всего это ночной энурез, но может появиться и дневной.

Особую тревогу вызывает появление у ребенка невротического заикания, которое уси­ливается после напряженного выполнения письменного задания правой рукой.

Может возникнуть такой компонент невроза, как тик - это мигание, облизывание губ, подергивание носом или шеей, движения бровями или наморщивание лба. Зачастую взрос­лые не замечают возникновения тиков у переученного ребенка, принимая их за кривляние. Но человек не в состоянии контролировать эти движения, тики непроизвольны.

И если вы хотите, чтобы ребенок был здоровым и счастливым, помогите ему раскрыть свои способности. Пусть он не такой, как другие дети, но за это вы его и любите.

l3

Подготовила: педагог-психолог- Ширяева Т.В.

 

Ноябрь 2020г

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? 

temp206407Год педагога и наставникаgorodsreda

Obuch gorod

Obuch gorod

InnovDe.

ecolyata

vov

mal shagi

VK

minobrnauki2

banner edu 100kom po obrbarnaul gerbak gerbtemp128pavodokmintrud Образовательный новостной лекторий регионов России Портал для родителей Алтайский край


deti onlineHLfiregor lin zpПрофилактика гриппа и ОРВИprof risrast detПроект «Сила в правде»CUR

Go to top